Что такое бортовой камень

Бордюр дорожный: виды, маркировка, применение и производство

что такое бортовой камень

Строительство дорог применительно к населенным пунктам можно считать законченным, если установлено разграничение между тротуаром и проезжей частью, которое производится с помощью бордюра дорожного. Также в комплекс строительных мероприятий по созданию транспортной инфраструктуры входит создание ландшафтного дизайна, включающего в себя озеленение придорожных территорий.

Функции

Под бордюром дорожным следует понимать изделие, разделяющее тротуар и проезжую часть, что позволяет обеспечить:

  • безопасность пешеходов;
  • формирование границ дорожного полотна;
  • возможность облицовки тротуаров плиткой или их асфальтирования;
  • декоративное оформление дорожек в парковых зонах города и на придомовых территориях частных землевладений.

Для изготовления рассматриваемого изделия используют прочные материалы, например, применяют бетонную смесь, а конечному продукту придают стандартизированные размеры и формы.

Варианты изготовления

Существует относительно много вариантов изготовления бордюра дорожного, что зависит от назначения изделия и используемого сырья.

Применение бордюра

  1. Дорожный, характеризуемый как бетонный сборный, – продукт серого цвета, имеющий шероховатую поверхность. Лицевая сторона данного бордюра отличается тем, что на ней нанесена своеобразная ватерлиния, которая служит ограничительной чертой подъема сточных вод. В соответствии с ГОСТом 6665-91 дорожный бордюр должен иметь длину 1 000 мм, высоту 300 мм и ширину 150 мм.
  2. Магистральный – бортовой камень с наклонным профилем, что позволяет коммунальным службам производить уборку проезжей части более комфортно. Обычно такой бордюр укладывается в населенных пунктах, но не редки случаи его использования при строительстве магистралей за городом. Длина магистрального бордюра составляет – 1 000 мм, ширина – 180 мм, ширина – 300 мм.
  3. Радиусный – находит свое применение на тех участках дороги, где проезжая часть закругляется без превышения радиуса в 10 м. Длина изделия может доходить до 1 000 мм при условии, что она не будет меньше 780 мм, ширина – 300 мм, высота – от 300 до 320 мм.
  4. Имеющий скошенный профиль – бордюр, устанавливаемый в местах заезда транспортных средств на тротуары, а также там, где наличествуют парковки.

Из чего изготавливают дорожный бордюр

  1. Железобетон – в качестве основы берется арматура из стали и мелкозернистый бетон, польза применения которого заключается в целом ряде преимуществ: долговечность, устойчивость к воздействиям механического характера, а также малая восприимчивость к избыткам влаги и перепаду температур.
  2. Вибропрессованная бетонная смесь – при производстве используют виброформы, что гарантирует получение прочного изделия, находящего свое применение в городах, так как такой бордюр долговечен и способен минимально реагировать на перепады температур и влажность.
  3. Гранит – материал плотной структуры, обеспечивающий производство сверхпрочного бордюра, который практически не впитывает влагу, обладает предельной стойкостью к истиранию, способен выдерживать любые колебания температурного режима, но отличается высокой ценой.

Маркировка

Для возможности определения характеристик бордюра дорожного следует обращать внимание на его маркировку, которая наносится непосредственного на упаковку или ее можно обнаружить в бланке заказа. Чтобы было понятно, что обозначают буквы и цифры маркировки, рассмотрим это на следующем примере: БР 100.30.18. Приведенное буквенно-цифровое сочетание характеризует изделие как камень прямой рядовой, длина которого составляет 100 см, высота – 30 см и ширина – 18 см.

Укладка

При строительстве дорог укладка шоссейного бордюра производится с помощью специальной техники. Что касается частного землевладения в виде тех же садовых участков, то здесь установка бордюра зачастую производится силами самих хозяев. Для понимания этого процесса разобьем его на несколько основных этапов:

  • произвести разметку территории с помощью колышков и веревки, натягиваемой вдоль лини будущей установки бордюра;
  • выкопать траншею, глубина которой должна быть не многим больше высоты бордюра при соблюдении ширины от 300 до 400 мм;
  • утрамбовать дно траншеи, уложить песок в один слой и снова повторить утрамбовку;
  • подготовить смесь цемента, песка, мелкого щебня и воды с соблюдением пропорции 1:2,5:2:2;
  • произвести укладку готовой смеси на дно траншеи и установить бордюр.

Стоимость

Стоимость бортового камня, имеющего такие размеры, как 1000x300x150, зависит от его вида. При этом средние цены за одно изделие по Москве следующие:

  • бортовой бетонный – 215 руб.;
  • дорожный – 240 руб.;
  • радиальный – от 255 до 280 руб.

Содовые образцы данной продукции можно купить за 240 руб. с учетом того, что они будут несколько меньше: 1000x200x80 – по сравнению с вышеприведенным примером.

Покупать как сам бордюр, так и бордюрный камень рекомендуем у производителей. Например, бордюрный камень от завода «К-777» можно заказать на странице http://plifort.org/bordyur-dorozhnyj/.

Производство

Для изготовления бордюра дорожного в основном используют бетон так называемых тяжелых марок, что соотносится с применением армирования. В последнем случае предполагается использование стальных каркасов, на создание которых идет арматура AIII и AI, а также арматурная проволока BpI. В целях повышения прочности арматуры могут применять стальные изделия, прошедшие термическую обработку.

Непосредственно сам процесс производства бордюра дорожного основывается на следующих видах работ:

  • готовят бетонную смесь (имеющую состав, зависящий от предназначения бортового камня), которую затем перемешивают;
  • добавляют по необходимости пигменты, придающие ту или иную окраску изделиям;
  • разливают смесь по формам, имеющим разнообразную конфигурацию, например, квадрат или полукруг, что также зависит от предназначения конечного продукта;
  • запускают процесс формовки с помощью использования метода вибропрессования;
  • после этого изделия поступают в специальные камеры для просушки;
  • готовые бордюры извлекаются из форм.

Особенностью бортового камня является то, что каждый его экземпляр дополняется монтажными петлями, упрощающими погрузочно-разгрузочные работы.

Источник: https://www.stroysmi.ru/beton-i-zhbi/bordyur-dorozhnyj/

Бордюрный камень: ГОСТ, размеры, виды, особенности, характеристики

что такое бортовой камень

|ГОСТы и СНиП|ГОСТ 6665-91. Камни бетонные и железобетонные бортовые

Дата: 28 ноября 2017

3543

Коментариев: 0

В дорожном строительстве и ландшафтном дизайне применяются различные виды бордюрных ограждений. Они устанавливаются вдоль автодорог, на остановках общественного транспорта. Ими окантовывают пешеходные дорожки, а также отделяют зеленые насаждения в парковых зонах и скверах.

В промышленных изделиях сочетается функциональность и привлекательный внешний вид. Зная назначение, важно правильно подобрать по габаритам и форме бордюрный камень, размеры ГОСТ регламентирует для всех типов.

Остается только приобрести и качественно установить необходимое изделие.

Особенности применения разных видов изделий

Согласно терминологии, применяемой в действующем стандарте, бордюрный камень называется камнем бетонным или железобетонным бортовым.

Он используется на протяжении столетий в различных областях:

  • в дорожном строительстве для отделения зоны движения пешеходов от проезжей части. Это позволяет создать безопасные условия для передвижения, а также фиксирует полотно дороги;
  • при благоустройстве зон отдыха, ландшафтном дизайне, а также для оформления садовых участков. Он отделяет зеленые насаждения, предохраняя грунт от размывания водой.

Изделие производится из качественной бетонной смеси методом полусухого вибрационного прессования, что позволяет обеспечить повышенные эксплуатационные характеристики. Нормативный документ допускает изготовление из гранитного камня, а также железобетона.

Бордюры, изготовленные методом полусухого вибропрессования обладают высокими качественными характеристиками

Бортовой камень ГОСТ классифицирует по видам, которые отличаются областью применения:

  • дорожный. Он востребован при строительстве автодорог в населенных пунктах, при создании границы между проезжей частью и пешеходным участком. Камень обеспечивает целостность полотна дороги, затрудняя его смещение под воздействием нагрузок, а также усиливает тротуарное покрытие;
  • магистральный. Используется в области дорожного строительства при сооружении автомобильных магистралей, расположенных за пределами населенных пунктов. Согласно стандарту изготавливается из бетона повышенных марок, что повышает его прочность и ресурс эксплуатации. Отличается увеличенной длиной;
  • тротуарный. Незаменим при осуществлении мероприятий по благоустройству парковых зон, городских скверов, дорожек, площадей, тротуаров. Обеспечивает защиту газонов, цветников, клумб от размывания в результате интенсивных осадков. Характеризуется разнообразием форм и цветовых решений;
  • садовый. По форме сечения напоминает тротуарный камень, однако имеет увеличенную, по сравнению с тротуарным, длину и уменьшенную ширину. Применяется при создании зон отдыха, благоустройстве парков, оформлении скверов, а также декоративной отделке газонов на дачных участках;
  • газонный. Является достаточно популярной разновидностью бордюрных камней. Используется в качестве декоративного элемента при оформлении дорожек и клумб, расположенных на дачных участках, а также при разбивке садовых зон. Отличается уменьшенным размером по высоте, небольшим весом.

Все виды бордюрного камня применяются с целью организации водоотвода, так как они возвышаются над основной поверхностью. Это позволяет направить поток воды в нужном направлении.

Основные виды вибропрессованого бордюра – магистральный бордюр, дорожный бордюр и садовый бордюрный камень

Какими характеристиками обладает дорожный бордюр ГОСТ 6665-91

Изготовленный в соответствии с требованиями стандарта, бордюр обладает множеством достоинств:

  • повышенной прочностью и износостойкостью. Эти свойства достигаются изготовлением по прогрессивной технологии с использованием высоких марок бетона или путем изготовления продукции из природного камня;
  • стойкостью к воздействию влаги. Гранит влагу практически не поглощает, а формованные изделия отличаются пониженной гигроскопичностью. Это достигается путем введения различных присадок;
  • устойчивостью к воздействию отрицательных температур. Благодаря пониженной гигроскопичности сохраняется целостность изделия при кристаллизации воды. Однако при нарушении технологии изделия могут быстро разрушиться.

Бортовой камень отличается следующими параметрами:

  • конфигурацией;
  • размерами;
  • формой сечения.

Применяются различные изделия прямой и радиусной формы, которые, в зависимости от исполнения, могут иметь желоб для отвода воды.

Устанавливают дорожный бордюрный камень на городских дорогах, в дворовых проездах, парковочных зонах

Как определяется длина бордюрного камня по маркировке

Все изделия маркируются специальным обозначением. Буквенная маркировка расшифровывается довольно просто:

  • БР – обозначение рядового бордюра;
  • БУ – изделие прямоугольной формы с уширением;
  • БУП – аналогичен БУ, но уширение является прерывистым;
  • БЛ – аббревиатура продукции с лотком для отвода воды;
  • БВ – выездной вариант со скошенным бортом;
  • БК – криволинейный бордюр со скошенной верхней частью.

[testimonial_view id=”27″]

Длина, а также ширина и высота изделия легко определяются по его маркировке. Рассмотрим обозначение БР100.30.18:

  • цифра 100 – обозначает длину, выраженную в сантиметрах;
  • индекс 30 – соответствует высоте, которая составляет 300 мм;
  • обозначение 18 – характеризует ширину камни, равную 18 см.

По маркировке легко определить тип изделия, а также его габариты. Это позволяет рассчитать потребность в продукции для благоустройства участка с определенными размерами.

Бордюр ГОСТ 6665-91- размеры изделий

Согласно таблицам, имеющимся в стандарте, зависимо от марки изменяются размеры:

  • БР – имеет длину от 1 до 6 м при высоте 20–60 см и ширине 8–20 см;
  • БУ и БУП – габариты составляют 300х30 см при ширине 29–32 см;
  • БЛ – размеры изделия 300х32 см, ширина составляет 68–118 см;
  • БВ – габарит продукции 100х30 см, ширина 15–18 см;
  • БК – размер бордюров 100х30 см, ширина 18–21 см при радиусе кривизны 5–15 м.

Среди множества типоразмеров продукции наиболее распространенным является камень с длиной 1 м. Ознакомившись с положениями стандарта можно разобраться с маркировкой, подобрать размеры бордюрных камней и выбрать необходимый тип в соответствии с его назначением.

На сайте: Автор и редактор статей на сайте pobetony.ru
Образование и опыт работы: Высшее техническое образование. Опыт работы на различных производствах и стройках – 12 лет, из них 8 лет – за рубежом.

Другие умения и навыки: Имеет 4-ю группу допуска по электробезопасности. Выполнение расчетов с использованием больших массивов данных.

Текущая занятость: Последние 4 года выступает в роли независимого консультанта в ряде строительных компаний.

Источник: https://pobetony.ru/gosty-i-snip/bordyurnyj-kamen-razmery-gost/

Бордюр или поребрик? Как правильно и в чем разница?

что такое бортовой камень

Бордюр и поребрик – невысокие барьеры, используемые для создания границ между проезжей частью и тротуаром, пешеходными дорожками и газонами, другими зонами разного назначения. Изготавливаются из тяжелых бетонов, армированных и неармированных, а также природного камня, чаще всего – гранита.

В дорожном строительстве бордюром и поребриком называют бортовые камни, выпускаемые в соответствии с ГОСТом 6665-91 из бетона и железобетона и ГОСТом 6666-81 из горных пород.

Бетонные и железобетонные изделия в соответствии с нормативами выпускают различных форм – прямые рядовые, прямые с уширением и прерывистым уширением, прямые с лотком, въездные, криволинейные.

Основные области применения бортовых камней

Основная функция этих изделий в дорожном строительстве – это разграничение:

  • проезжей части и пешеходной зоны;
  • велосипедной дорожки и тротуара и проезжей линии;
  • автодороги и площадки-остановки автобусов, троллейбусов, маршрутных такси или трамвайных путей;
  • газона и зон мощения.

Также бортовые камни могут использоваться для строительства водоотводов.

Что же такое поребрик и чем он отличается от бордюра?

Существует мнение, не подтвержденное нормативными документами, что эти два понятия различаются по способу укладки.

  • Поребриком обычно называют бортовые камни, уложенные таким образом, что их верхняя грань возвышается и над зоной мощения, и над плоскостью, которая с ней граничит.
  • Бордюр – конструкция, верхняя грань которой располагается вровень с верхней зоной мощения.

Также существует неофициальная версия, что отличием между поребриком и бордюром являются их размеры. «Поребриками» называют узкие изделия небольших габаритов, используемые, например, для разграничения дорожек в парке и газона, а словом «бордюр» – достаточно широкую сборную железобетонную или каменную полосу, разделяющую проезжую часть и тротуар.

В официальной документации обычно употребляют термины «бортовой камень» и «бордюр».

Есть ли ещё разница между поребриком и бордюром?

Применение понятия «поребрик» считается правильным в следующих случаях:

  • Декоративная кирпичная кладка, при которой кирпичный ряд располагается под углом к фасаду с выступающим ребром.
  • На гоночной трассе для повышения безопасности гонок. Такие разделительные конструкции располагают на наружной и внутренней сторонах трассы в местах поворотов. Для этой цели используются изделия с ровной или волнистой поверхностью. Барьеры с волнистой поверхностью значительно снижают скорость болидов при наезде на них.

Понятие «бордюр» используется не только в дорожном строительстве. Это слово также применяется для обозначения цветной полосы (каймы), обрамляющей что-либо, – ковер, платок, аллею, площадь.

Еще одно отличие поребриков от бордюров, применяемых в дорожном строительстве, – чисто географическое. Исторически сложилось, что в Санкт-Петербурге, Карелии, Новосибирске дорожные разделители называют «поребрики», а в Москве и других городах России – «бордюры».

Источник: https://monolit-gbi.ru/articles/bordur-ili-porebrik/

Бордюрный камень — основные виды и способы укладки

Улицы современных городов и поселков, крупные автомагистрали уже невозможно представить без такого важнейшего элемента, как бордюрный камень. Это железобетонный блок, при помощи которого происходит разделение проезжей части и тротуара, клумбы и пешеходной или велосипедной дорожки.

Благодаря большому разнообразию видов бордюров они стали активно использоваться и для оформления различных элементов ландшафтного дизайна в частном домостроении.

С помощью этого элемента оформляют клумбы и цветники, садовые дорожки, искусственные водоемы на приусадебных участках частных домов, дач, загородных коттеджей.

О том, что собой представляет бордюрный камень, каких видов он бывает, а также из чего и как сделать бордюр своими руками из бетона в домашних условиях пойдет речь в данной статье.

Рисунок 1. Бордюрный камень

Виды бордюрного камня

Существует три основные классификации бортового камня: по материалу изготовления, сфере применения, по профилю (форме поперечного сечения).

В зависимости от материала изготовления данные ограждающие элементы бывают следующих видов:

  • бетонные, изготавливаемые из бетона путем его уплотнения в специальных формах на вибростолах;
  • железобетонные с жестким и прочным внутренним каркасом из рифлёной стальной арматуры;
  • гранитные, вырезаемые из монолитных кусков горной породы.

По конструкции и габаритам выделяют следующие виды бордюрного камня:

  • дорожный – такой бортовой камень применяют для разграничения проезжей части и тротуара. Бордюр дорожный имеют серый цвет, трапециевидный поперечный профиль. Габариты наиболее распространённого типоразмера данного вида бортового камня — 1000×30×18 см.

Рисунок 1. Бордюр дорожный

  • тротуарный – поребрик с прямоугольным поперечным сечением применяемый для отделения от пешеходной зоны. От дорожного бордюр тротуарный отличается также и размерами — при длине 100 см такие бордюрные камни имеют ширину всего 8 см и высоту не более 20 см.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как приготовить раствор для кладки

Рисунок 3. Бордюр тротуарный

  • магистральный – высокий поребрик, используемый на загородных дорогах и крупных магистралях. Имеет широкое основание и закругленную лицевую часть.

Рисунок 4. Магистральный бордюр

  • радиусный – бетонный бортовой камень изогнутой формы. Используется на участках где примыкающая к пешеходной зоне или велодорожке проезжая часть имеет закругление.
  • въездной – бордюрный камень со скошенной лицевой частью. Устанавливают его в тех местах, где на тротуар могут заезжать транспортные средства.

Рисунок 5. Размер и вес бордюра

Виды бордюрного камня по поперечному профилю следующие

  • БР – рядовые;
  • БУ – с расширением в нижней части;
  • БУП – с прерывающимся по длине расширением в нижней части;
  • БЛ – с желебообразным углублением (лотком);
  • БВ – въездные;
  • БК – радиусные (криволинейные).

Самостоятельная укладка бордюрного камня

Для самостоятельной укладки бортового камня на садовом или приусадебном участке необходимы следующие инструменты:

  • емкость для замешивания раствора или бетономешалка;
  • Совковая лопата;
  • Уровень;
  • мастерок;
  • резиновая киянка;
  • болгарка с алмазным диском по камню или бензорез;
  • метровый строительный уровень.

Из материалов потребуются:

  • бордюр тротуарный;
  • цемент марки М400 или М500;
  • просеянный речной песок;
  • гравий с размером частиц 20-40 мм.

Процесс укладки дорожного бордюра своими руками состоит из следующих операций:

  1. Разметка траншеи при помощи нескольких колышков и хорошо заметного толстого бельевого шнура.
  2. Копка траншеи — глубина траншеи должна быть равной высоте выступа бордюра над землей плюс 10-15 см на подсыпку песка и гравия, 1,5-сантиметровый слой бетона
  3. Засыпка песчаной подушки – на дно траншеи засыпают 5-6 см мелкого речного песка, увлажняют его и трамбуют.
  4. Засыпка гравийной смеси – на утрамбованную песчаную подушку высыпают слой мелкого гравия толщиной 7-8 см и также тщательно уплотняют.

Важно! Тщательное уплотнение песчаной подушки и слоя мелкого гравия – очень ответственная и важная операция. При недостаточном уплотнении этих слоев зимнее пучение грунта может привести к тому, что некоторые бордюрные камни начнут изменять свое положение – приподнимаясь или отклоняясь в бок, вызывая разрушение уложенной внутрь ограждающего контура тротуарной плитки или асфальтового покрытия.

  1. Замешивание цементно-песчаной смеси – во вместительной емкости или бетономешалке готовят рабочий раствор для заливки траншеи с соотношение цемент:песок 1:4.
  2. Заливка и выравнивание цементно-песчаной смеси – готовый раствор порциями заливают на дно траншеи, выравнивая при помощи увлажнённого мастерка.
  3. Установка бордюрного камня – на выровненный слой раствора устанавливают бордюрные камни, выравнивая их по уровню шнура постукиванием резиновой киянки.

На завершающем этапе производится заливка траншеи по обе стороны от установленных бордюрных камней жидким цементно песчаным раствором.

Бордюрный камень — изготовление своими руками

Процесс изготовления бортового камня состоит из двух основных этапов – подготовки инструментов, и материалов, сборки формы, собственно самого процесса заливки.

Материалы и инструменты

Для того чтобы сделать бортовой камень потребуются следующие инструменты:

  • емкость для приготовления бетона или бетономешалка;
  • шуфель;
  • оцинкованное 12-ти литровое ведро;
  • мастерок;
  • глубинный вибратор (или перфоратор с насадкой-миксером);
  • шуруповерт.

Для того чтобы сделать качественный дорожный бордюр потребуются следующие материалы:

  • гравий с размером частиц от 20 до 40 мм;
  • песок;
  • цемент марки М400-М500;
  • ДСП толщиной 18 мм для изготовления формы;
  • вода;
  • саморезы;
  • пластиковый уголок.

Изготовление формы для заливки — бордюрный камень

Форма для заливки данных бетонных изделий изготавливается следующим образом:

  1. Из толстого ДСП делают коробку – внутренняя длинна и ширина коробки, высота от дна должны соответствовать аналогичным параметрам изделий которые планируется изготавливать. Все элементы коробки скрепляют оцинкованными прочными саморезами.
  2. Внутрь коробки крепят пластиковые уголки – расстояние между этими элементами определяет ширину будущего изделия.
  3. Из того же ДСП вырезают перегородки которые вставляя внутрь формы фиксируют с помощью уголков.

Рисунок 6. Самодельная форма для изготовления бордюрного камня

Для того чтобы при заливке формы бетоном ее не деформировало длинные стороны фиксируют между собой струбцинами

Изготовление бордюров

Изготовление бордюров из бетона своими силами состоит из следующих этапов:

  1. Приготовление рабочего раствора – во вращающийся ковш бетономешалки засыпают цемент, песок и гравий в соотношении 1:3:3, добавляют воду в таком количестве, чтобы готовый раствор имел консистенцию густой сметаны.
  2. Заливка рабочего раствора в форму – готовый бетон во все секции самодельной формы при помощи ведра.
  3. Уплотнение бетона при помощи глубинного вибратора или насадки-миксера на перфоратор.
  4. Застывание – форму с уплотненным бетоном стягивают с двух сторон при помощи струбцины и оставляют на 12-18 часов для затвердения.
  5. Выемка готового изделия из формы – после того как раствор в форме затвердел и набрал требуемую прочность с формы снимают струбцины, переворачивают ее и легкими постукиваниями по дну вынимают готовые изделия.

Заключение — бордюрный камень

Таким образом, бордюры дорожные или тротуарные — это удобные прочные и надежные бетонные блоки, которые используются для ограждения пешеходной зоны от проезжей части, оформления клумб и цветников на приусадебных участках.

Несмотря на большое разнообразие производителей данного вида продукции, сделать бордюр из бетона можно и своими руками. Для этого потребуется минимальный набор инструментов, материалов, время и главное — желание.

Готовое изделие при правильном подходе к процессу по своим эксплуатационным характеристикам (морозостойкости, прочности, долговечности) будет незначительно уступать изготавливаемым в заводских условиях аналогам.

Источник: https://ExpertFasada.ru/beton/bordyurnyj-kamen/

Бордюрный камень – что это такое, характеристики, для чего нужен, виды, маркировка

Бордюрный камень используют для придания завершенного вида уже построенной конструкции. Изделия еще применяют для создания ливневок, которые отводят излишек жидкости с дачного участка. Чтобы конструкции из бордюрного камня прослужили дольше, необходимо правильно выбирать и использовать материал.

Что такое бордюрный камень?

Материал используется в дорожном строительстве. По-другому его еще называют бортовым камнем. Основное его предназначение в строительной сфере – разграничение проезжей части и пешеходного тротуара. В частном строительстве материал используют для декорирования садовых дорожек и участков обособленного назначения: клумб, детской зоны, газонов.

Другое назначение бордюрного камня – защита асфальта от преждевременного разрушения. Применение материала особенно актуально в случае с покрытием из плит и брусчатки. Если их не защитить бордюром, то полезный срок эксплуатации будет недолгим. Изготавливают бортовой камень из бетона. Он устойчив к условиям окружающей среды, не трескается и не ломается под воздействием механических нагрузок.

Характеристики бордюрного камня

Этот вид материала отличается от других, которые используются при строительстве – долговечностью и повышенной прочностью. Существуют и другие свойства, которые характеризуют бордюрный дорожный камень:

  1. Невысокая стоимость. Бортовые камни стоят гораздо дешевле чем те, что делают из гранита.
  2. Гигроскопичность. Материал имеет свойство впитывать влагу.
  3. Морозостойкость. Во время производства материал особым образом пропаривают. Благодаря этому бетон не трескается и не крошится в холодное время года.

Для чего нужен бордюрный камень?

Изделие нашло применение в благоустройстве городских и садовых территорий. Список основных сфер применения бортового камня:

  • сооружение садового бордюра;
  • строительство многоэтажных и частных домой;
  • благоустройство придомовых территорий;
  • обрамление парковых дорожек;
  • облагораживание клумб;
  • бордюрный камень для бассейна.

Маркировка бордюрного камня

Критерий был придуман для того, чтобы покупателям было удобнее выбирать и различать разные виды материала. Тротуарный бордюр имеет несколько маркировок, которые регламентируются в ГОСТ 6665 – 1991:

  • БР – изделие рядового типа;
  • БУ – рядовой блок с расширением и гранями по краям;
  • БЛ – изделия по форме напоминают лотки, в которых имеется желобок для отведения лишней влаги;
  • БВ – камни используются для обозначения въездных поребриков на стоянках и придомовых территориях;
  • БК – блоки криволинейной формы, необходимые для ограничения скругленных участков.

Как выбрать бордюрный камень?

Требования к изделиям зависят от того, в каких условиях они будут эксплуатироваться. Критерии, которые учитывают тротуарный поребрик:

  1. Плотность грунта. Исходя из этого критерия, выбираются блоки оптимальной длины и ширина.
  2. Проходимость. Чем многолюднее место использования камня, тем большими показателями прочности он должен обладать.
  3. Наличие специальных добавок. Смеси улучшают эксплуатационные характеристики бортовых камней: их морозостойкость и водонепроницаемость
  4. Внешний вид изделий. Если камень используется в ландшафтном дизайне, то важно чтобы он подходил по цвету к другим постройкам.

Материал бордюрного камня

При совершении покупки учитывают и материал, из которого делают бордюр. При производстве изделия используют:

  1. Бетон. Часто применяют для благоустройства городских территорий. Бордюрный камень (особенно без примесей) не отличается высокой прочностью и ломается под воздействием критических нагрузок.
  2. Гранит. Имеет самые высокие показатели прочности и может прослужить до 40 лет. Гранитный бордюрный камень используют при строительстве дорог и магистралей.
  3. Карьерный камень. Материал имеет высокую стоимость, поэтому его используют только в частном строительстве. Основное назначение – украшение клумб и других насаждений.
  4. Железобетон. Используется для отделения пешеходных и автомобильных зон.

В строительстве востребованы блоки длиной в один метр. Ширина и высота изделий зависит от особенностей их эксплуатации

  • для отделения автомобильной и пешеходной зоны применяют бордюрные камни стандартной длины, шириной 30 см и высотой 15 см;
  • для оснащения остановок общественного транспорта шириной 30 см и высотой 18 см;
  • для отделения газонов от пешеходных дорожек – шириной 20 см и высотой 8 см.

Приспособления для установки бордюрного камня

Монтаж блоков выполняется с использованием специальных инструментов. Среди них выделяют:

  • щипцы для бордюрного камня;
  • совковая или штыковая лопата;
  • мастерок для заделывания трещин;
  • шнур для разметки необходимой длины конструкции;
  • металлический молоток или кувалда;
  • угловая шлифовальная машина;
  • болгарка.

Как распилить бордюрный камень?

Во время монтажа блоков существует необходимость корректировать размеры. Где то нужна резка бордюрного камня по ширине, а в других местах – по длине. Существует только два эффективных способа скорректировать размеры блоков: с помощью болгарки и гильотины для кирпича. Последний способ возможен только, если тротуарный камень подрезается по прямой линии и допускаются небольшие погрешности в работе. Для точной обработки блоков используют только болгарку.

Алгоритм, как распиливают тротуарные камни болгаркой:

  1. На блоках делают разметки карандашом. По ней выполняют разрез.
  2. На болгарку ставят алмазный круг или насадку для резки по бетону.
  3. Инструмент во время резки удерживают двумя руками, а ноги ставят широко. Это необходимо, чтобы соскочивший с блока инструмент не травмировал конечности.

Установка бордюрного камня

После подготовки необходимых материалов можно приступать непосредственно к монтажу. Укладка бордюрного камня выполняется в несколько этапов:

  1. С помощью колышек размечают траншею и лопатой выкапывают ее на необходимую глубину. Она должна быть немного больше, чем высота бордюрного камня.
  2. Дно траншеи укрепляют и заливают бетонной смесью.
  3. Шнуром или бечевкой отмечают уровень, по которому будет выполняться установка поребрика. Это нужно, чтобы блоки не заваливались в сторону.
  4. Если у блока есть лицевая сторона, то его укладывают лицевой стороной наружу.
  5. Камни скрепляют между собой цементной смесью.

видео1

Краска для бордюрного камня

К материалам предъявляется ряд строгих требований. Это связано с жесткими условиями их эксплуатации. Например, клинкерный бордюрный камень испытывает серьезные нагрузки, поэтому краску для них нужно подбирать водостойкую, с хорошими адгезионными характеристиками. Основные виды красок:

  1. Акриловые атмосферные. Они отличаются простотой нанесения и устойчивы к солнечному воздействию. Краски состоят из органических веществ и особых смесей. Акриловые покрытия не смываются дождями, бензином и растворителями. Минус красок в том, что они представлены небольшой цветовой гаммой.
  2. Силиконовые. Покрытия обладают грязеотталкивающими свойствами. Они не смываются и не выгорают, но не могут использоваться для покрытия тех мест бордюрного камня, где ходят люди и ездят машины. Силиконовые краски стираются – это их основной минус.
  3. Известковые. Начали использоваться первыми для окрашивания тротуаров. Они представляют собой пасту, которую нужно разводить водой и представлены только одним – белым оттенком. У этих покрытий имеется ряд минусов: они выгорают и смываются дождями.Стоимость известковых материалов гораздо ниже, чем у акриловых и силиконовых.

Демонтаж бордюрного камня

Для удаления старых бортовых оград прибегают к следующим этапам работы:

  1. Перебрик окапывают со стороны обочины или вокруг. Работу выполняют штыковой лопатой. Бордюрный камень освобождают от земли на 20 см в ширину и на 5-10 см в глубину.
  2. Блоки перерезаются на расстоянии 10 см от ограждений с помощью дискового грунтореза.
  3. Глубина прорези должна равняться расстоянию, на которое посажен поребрик.
  4. Бордюры удаляют вместе с разрезанными участками дорожного материала.
  5. Если бортовые камни находятся на бетонном основании, то их демонтируют с помощью лома.

Независимо от того, какая постройка удаляется: тротуарный, магистральный или садовый бордюрный камень, работы проводят аккуратно. Это необходимо для того, чтобы можно было повторно использовать материалы для строительства. Любые сколы и трещины на блоках станут причиной их непригодности к дальнейшей эксплуатации.

Источник: https://womanadvice.ru/bordyurnyy-kamen-chto-eto-takoe-harakteristiki-dlya-chego-nuzhen-vidy-markirovka

Бетонные бордюры — 3 вида материалов для дорог и тротуаров

В дорожном строительстве бортовой камень, он же бетонный бордюр, укрепляет и отделяет проезжую часть автомобильной дороги от тротуаров для пешеходов, остановок транспорта и других площадок, предотвращая размытие дорожного полотна. Такое изделие выполняет роль водоотвода и зонирования ландшафта. Его установка выполняется специальной техникой, что позволяет добиться точной укладки, соблюдая четкие границы монтажа.

Для чего в строительстве используют бордюры из бетона?

Камни бетонные являются зоноразделителями и незаменимы в благоустройстве города или частной собственности. Они выступают в роли опорного элемента, так как не подкрепленные части полотна были бы непрочные и расползались.

При этом асфальт или плиточная кладка без строительства бетонных конструкций приходит в негодность довольно быстро.

Также установка бордюров считается функциональным обрамлением для магистрали, клумб, дорожек для велосипедистов и различных транспортных путей сообщения.

Преимущества и недостатки бетонных блоков

Среди положительных черт бордюра из бетона выделяют:

  • долгий срок эксплуатации;
  • безопасность пешеходов за счет ограничителей движения;
  • исключает земляной садовый размыв;
  • устойчивость к механическим повреждениям;
  • неизменность при скачках температуры;
  • влаго- и морозостойкость;
  • нет необходимости в дополнительных растратах на отделку.

Гранитный бордюр имеет больший срок эксплуатации, чем бетонный, однако дороже по стоимости.

Изготавливают бордюрные камни из бетона и гранита. В первом случае производство характеризуется низкой ценой, в отличие от гранитного метода. При нарушении технологии выпуска и гигроскопичности поверхности образуются трещины. Если бетон пропаривали, то он теряет свойство морозоустойчивости и также поддается постепенному разрушению. В таком случае за 5 лет он может прийти в негодность, а частая замена выйдет намного дороже, чем установка гранитного, который служит до 40 лет.

Виды камня

Бордюрный камень изготавливают 3-х основных видов:

  • дорожный;
  • тротуарный;
  • магистральный.

Дорожный вид используют при мощении дорог. Его основная функция состоит в разделении части дороги для машин и пешеходов или отдельных специализированных площадок. Изготавливается такой бордюр методом сухого прессования, в процессе которого используются песчаные виды бетонов. Бортовые конструкции бывают 50—300 см длиной и от 20 см до 60 см высотой. Армируют элементы, которые в длину более 5 м.

Поребрик или тротуарный бордюр применяют для обрамления тропинок в парковых зонах, клумб, тротуарной плитки. Бордюры для клумб (садовые) позволяют придать садовому участку законченный совершенный дизайн.

Укладывают такие конструкции по боковой стороне тротуарной плитки, создают направление для ливневого стока, предупреждая скопление воды. Изделие выполняет задачу опорной стенки и создает контур для полотна плитки.

Меньшие размеры и удельный вес, нежели у дорожного, позволяет выполнять его установку менее энерго- и денежно затратно.

На длительных автомобильных трассах устанавливаются бортовые камни магистрального типа.

Установка бортовых камней магистрального типа характеризуется сравнительно большими параметрами и прочностью. Монтируют их на длинных автомобильных трассах. Цена камня зависит от длины и наличия каркаса (бывают до 1 метра). Существует и усиленный дорожный камень длиной от 3 до 6 м из тяжелых бетонов и с усиленным каркасом из стальной проволоки.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое арт блок

Технология изготовления

Железобетонный камень изготавливают в соответствии с ГОСТ 23009–78. Бордюрный камень производят методом вибропрессования мелкозернистого бетона, поэтому он имеет повышенную износостойкость и низкую истираемость, невосприимчив к влиянию окружающей среды и химическим реагентам, водонепроницаемый и морозостойкий.

Посмотреть «ГОСТ 23009–78» или cкачать в PDF (218.3 KB)

Соблюдение прямолинейности изделия как в плане, так и в профиле — это главное требование для производственного процесса и при его установке.

Подготовка форм

Чтобы изделия хорошо отходили от формы, последнюю смазывают специальной жидкостью.

Заводскую формочку на производстве смазывают жидкостью для того, чтобы блоки хорошо отходили от матрицы и не разрушали ее вид.

Кроме покупных готовых форм с производства, опалубку выполняют самостоятельно. Это делается для садовых бордюров, используя куски фанеры или ДСП. Они плотно скрепляются между собой и промазываются машинным маслом.

В подготовленную форму для садового бордюра при желании кладут камни, речные ракушки и другие элементы декорирования.

Приготовление и разлив раствора

Сырье, используемое для бетонной смеси, берут высокого качества, а именно:

  • цемент (марка 400 и выше);
  • щебень размером 5—10 мм;
  • речной чистый песок;
  • диспергатор — специальная добавка-пластификатор;
  • красители используют, если необходимо изготовить цветной бордюр.

Исходя из данных, определяют затраты на материалы на 1 м куб. по ГОСТу 6665—91. На стандартный размер бордюрного камня нормы расхода составляют 0,043-и куба готового цементного состава, это значит, что используя марку М400, можно изготовить 23 бордюра из 1 м³ раствора. Приготовление цементной смеси следует проводить в бетономешалке, смешивая цемент и щебень 1:1.

Диспергатор добавляют из расчета на 4 кг сухого вещества 10 л воды до образования густой сметаны. При бетонировании заливка осуществляется сначала наполовину формы, далее укладывают скрепленный каркас арматуры (для бордюра большого размера). Затем заливают полностью форму смесью, выравнивают и перемещают на вибростол или простукивают молотком по периметру.

Сушка длится до 2-х недель.

Посмотреть «ГОСТ 6665—91» или cкачать в PDF (2.8 MB)

Установка бордюров

Установка бортовых камней производится с предварительным уплотнением и выравниванием земляного слоя. Следующим этапом подготавливают подушку с песка и выполняют монтаж деревянной или металлической опалубки.

Далее делают бетонную основу, устанавливают бордюр и заливают в опалубку бетонную смесь. Монтаж для тротуарного бордюра может происходить двумя способами — на широкую грань или на его ребро.

После того как раствор схватится, опалубку снимают и приступают к финальному этапу — затиранию швов и выкладыванию дорожного покрытия.

Источник: https://ZnayBeton.ru/izdeliya/sz/bordyur.html

Как выбрать бордюр

Бордюр — это востребованный строительный материал, который укладывают по обоим краям дороги. Основное его предназначение — защита и эффективное укрепление мощеных участков. Существует тротуарный, дорожный и магистральный бордюр. В процессе его изготовления используется метод прессования или литья. Как выбрать бордюр? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо изучить типы, характеристики и особенности стройматериала.

Предназначение и установка дорожных бордюров

Ни одна площади или улица не обходится без бордюра — узкой полоски по краю дороги. Во время строительства его устанавливают первоначально с целью обозначения границ, а затем выполняют укладку покрытия дороги. Дорожный бордюр обеспечивает четкое разделение проезжей части и тротуара. Также он укрепляет и защищает тротуарную плитку от воздействия атмосферных осадков (дождя, снега, града) и механических повреждений.

Важная информация! Бордюры необходимы для безопасности водителей и пешеходов — они четко обрамляют территорию, по которой разрешено перемещаться.

Бордюры, изготовленные методом «вибропрессования», считаются оптимальными для использования на отечественных дорогах. Им характерна устойчивость к внешним повреждениям и перепадам температур, эстетичность и долговечность. Бордюры этого вида гармонично впишутся в архитектурный интерьер любого стиля. Такие характеристики не свойственны бордюру, произведенному на основе обычного литого бетона.

Основное предназначения дорожного и тротуарного бордюра:

  1. Разграничение зон для пешеходов от проезжей части. Бордюр предотвращает выезд транспортных средств на пешеходные дорожки.
  2. Наличие бордюра сохраняет целостность и привлекательность городского тротуара. Он эффективно удерживает плитку на пешеходных дорожках, не допуская ее расползания.
  3. Бордюр играет роль не только стройматериала, но и является декоративным украшением местности.

Устанавливают бордюры ниже уровня подстилающего слоя, за счет этого они поддерживают тротуарную плитку. Если основание не железобетонное, то подстилающие слои делают из распространенных сыпучих материалов – щебня и песка. В этом случае нет четкой привязки к местности и возможны сдвиги отмостки.

Читать по теме:  Укладка бордюра своими руками

Если плитку кладут не на цементный раствор, а на песок, тогда она тоже не привязана к конкретной местности. Из-за постоянного передвижения транспорта и людей возникает механическая вертикальная и горизонтальная нагрузка на плитку и подстилающие слои.

Бордюрный камень устанавливается ниже основания мощения на 10-20 см, образуя прочный и надежный барьер. Он эффективно защищает подстилающие слои дорожного полотна и элементы мощения от возможного сдвига. Это важно при мощении любых наклонных поверхностей.

Виды бордюров

Благодаря современным материалам и инновационным технологиям, отечественные производители изготавливают бортовые камни разного назначения, формы, цвета. В зависимости от технологии производства бордюры делятся на:

  • вибролитые;
  • вибропресованные.

При изготовлении вибролитых бордюров из бетона формируют детали, которые затем подвергаются сушке. Для придания материалу большей прочности его армируют щебнем. Вибролитой бордюр широко используется для обрамления пешеходных зон, площадок и отмосток вокруг здания.

Вибропрессованные бордюры производители изготавливают из износостойкого мелкозернистого бетона. Этот стройматериал прочнее и долговечнее. Он широко используется для четкого отделения проезжих дорог от тротуаров или для ограничения садовых участков, ландшафтных композиций и газонов.

По способу применения бортовые камни подразделяются на несколько видов:

  • тротуарный;
  • дорожный;
  • магистральный;
  • дорожный криволинейный.

Тротуарный бордюр изготавливается в виде прямолинейного бортового камня, имеет размер 1000х200х80 мм. Используется при укладке плитки для четкого разграничения тротуара. Часто применяется в декоративных целях, например, для обустройства клумбы или сада. задача тротуарного бордюра — предотвращение деформации и укрепление мощеного участка.

Дорожный бордюр по сравнению с тротуарным имеет более габаритные размеры — 1000х300х150 мм. Этот стройматериал широко используется для отделения проезжей части дороги от пешеходной зоны. Дорожный бордюр может иметь ребристую или криволинейную поверхность.

Магистральный бордюр — востребованный строительный материал, отличающийся увеличенными размерами (1000х300х180 мм), повышенной прочностью и износостойкостью. За счет повышенных прочностных характеристик магистральный бордюр оптимально подходит для скоростных магистралей и загруженных дорог.

Читать по теме:  Поребрик и бордюр: отличия

Дорожный криволинейный бордюр в отличие от остальных типов бортовых камней имеет уникальную закругленную форму. Он широко применяется для разграничения любых радиусных дорог со сложным рельефом и крутыми поворотами. Криволинейный бордюр предназначен для закругления дорог с радиусом 5 м, при этом он отличается устойчивостью к любым погодным условиям.

Основные критерии выбора

Для того, чтобы понять, как выбрать бордюр, необходимо в первую очередь определиться, для какой цели будет использоваться бордюрное ограждение. Если оно будет ограждать тротуар, тогда можно приобрести поребрик, который более тонкий и меньший по размерам. Это надежный и долговечный стройматериал с повышенной морозостойкостью, который применяют для разграничения пешеходных, велосипедных и садовых дорожек.

Если необходимо отделить тротуар от проезжей части, рекомендуется использовать дорожный бордюр или бортовой камень. Этот стройматериал отличается от поребрика большими габаритами. Масса пролета тротуарного бордюра — 33 кг, а дорожного — 100 кг. В любом случае надо выбирать бордюр, соответствующий вашему основному тротуарному или дорожному полотну.

Важная информация! Бордюр с закругленной верхней частью предотвращает появление не эстетичных сколов и увеличивает срок службы плитки или дорожного покрытия.

Стоимость тротуарного бордюра — около $2 за 1 м стройматериала, а цена дорожного — $5 за 1 погонный метр. Перед покупкой бордюра любого типа рекомендуется потребовать у продавца предъявить документ качества. В нем должна быть следующая информация: вид производства, размеры изделия и соответствие принятым ГОСТам.

Материал должен иметь сертификат соответствия российского образца, выданный федеральным агентством по метрологии и техническому регулированию. Следует проверить, не истек ли срок действия документа. Сертификат подтверждает, что аккредитованная в данном агентстве лаборатория произвела испытания бордюра, вследствие чего специалисты установили, что характеристики стройматериала соответствуют российским стандартам.

Важная информация! Отсутствие у продавца российского свидетельства о регистрации — это серьезное нарушение. В этом случае неизвестны характеристики материала — износостойкость, отсутствие радиационного излучения, морозостойкость, прочность на излом.

Полезный совет! При покупке бордюра в любом объеме необходимо прибавить погрешность 5-10% на случай повреждений стройматериала при установке.

Как рассчитать количество стройматериала?

В первую очередь необходимо определить общую длину будущего бордюра. Для этого надо посчитать длину периметра участка, который планируется огородить, и прибавить к полученному результату 10%. Это позволит компенсировать повреждение материала и ошибки, возникшие при измерении. Бордюрный камень может повредиться в следующих случаях:

  1. Ошибки, возникшие при погрузке стройматериала в транспортное средство, и неаккуратные действия работников при выгрузке бетона на строительном объекте.
  2. Разрушение бордюрного камня в процессе его распиливания для подгонки под требуемый угол или длину.
  3. Не аккуратное движение ломом в процессе установки бордюра.

Читать по теме:  Укладка бордюра своими руками

Некоторые владельцы строительных объектов с целью минимизировать финансовые затраты заказывают бордюр без запаса. В случае повреждения нескольких бордюрных камней им приходится повторно нанимать транспортное средство, чтобы доставить на место выполнения строительных работ требуемое количество бордюра.

Также перед покупкой тротуарного бордюра необходимо определиться с высотой подстилающих слоев, то есть основания под бордюр. К полученной сумме надо прибавить толщину отмостки (брусчатка, плитка, дикий камень) и добавить еще 10-20 см с расчетом на установку. В результате получится оптимальная высота бордюра.

Важно! Чем глубже будет установлен бордюрный камень, тем лучше и дольше он будет сохранять целостность отмостки и подстилающих слоев.

Бордюры любого вида транспортируются до конечного места назначения (объекта строительства) на специальной деревянной таре — надежных усиленных поддонах. Дополнительно стройматериал упаковывается прочной стрейч-лентой. Доставка бордюра осуществляется с использованием специальной техники.

Бордюр – это неотъемлемая, важная часть дорожного мощения. Он придает участку законченный, эстетичный вид и сохраняет основание дороги и все элементы мощения от преждевременного расползания. Изучив типы и характеристики стройматериалов разного предназначения, вы не будете задаваться вопросом, как выбрать бордюр для определенной цели. Вы сможете самостоятельно подобрать материал бордюрного камня необходимого размера.

Источник: https://rovnayadoroga.ru/soputstvuyushhee/bordyury/kak-vybrat-bordyur.html

Установка бортовых камней (или бордюров) является важным этапом в работах по устройству мощения. Поговорим о том, почему это важно, какие существуют правила установки бордюров, а также какой ассортимент бордюров предлагает современный производитель.

Закрепление краевых участков мощения бордюром — надежный способ повысить эксплуатационные качества и продлить срок службы тротуарного покрытия.

Так как мощение воспринимает внешнюю эксплуатационную нагрузку за счет заклинки элементов, то край тротуарного покрытия (будь-то городской тротуар или садовая дорожка) должен быть надежно зафиксирован бетонным бордюром или другими способами — гранитным бордюром, металлическими полосами, мелкоштучными элементами мощения.

Бордюр позволяет предотвратить постепенное вымывание или вынос материала из подстилающего слоя и последующее разрушение мощения (т.н. расползание тротуарной плитки). Также бордюр выполняет функцию разделения границ — например, между мощением и газоном, или между мощением и дорожным полотном.

Бордюр устанавливается на жесткий бетон или гарцовку и закрепляется раствором по торцам.

Технология установки бортового камня

Технология установки бордюра подразумевает устройство бетонного основания по песчаной или щебеночной подушке

B ходе работ выполняются следующие технологические операции*:

  • отрывка траншеи под установку бортовых камней и уплотнение в нем грунта основания;
  • устройство выравнивающего слоя из песка или фракционного щебня;
  • устройство основания из мелкозернистого бетона (класс В15, М200)
  • установка бортовых камней нa бетонное основание;
  • дополнительная укладка бетонной смеси с боковой нижней части борта;
  • осаждение бортового камня до проектной отметки;
  • заливка швов между бортовыми камнями цементным раствором с расшивкой;
  • устройство мощения или отсыпка грунта газона с обратной стороны бордюра.

*Полная информация по установке бортовых камней (нормативы, схемы) содержится в документе: “Технологический регламент на установку бетонных бортовых камней. ТР 1.1-2017. СПбГКУ «Дирекция транспортного строительства». CПбГКУ «Центр комплексного благоустройства», Cанкт-Петербург, 2017 г.

Устройство подстилающего слоя и бетонного основания 

Для обозначения продольной линии установки бордюра натягивают шнур. Вдоль этого шнура отрывают траншею прямоугольного сечения с шириной по дну 0,4-0,5 м. Глубина траншеи зависит от проектного положения верха бортового камня (в один уровень с мощением или выше), но должна быть не менее 0,3м.

По дну траншеи устраивают выравнивающий слой из фракционного щебня или песка, который разравнивают и уплотняют.

Источник: https://www.cemsys.ru/pokupatelyam/article/1507/

Бортовой камень – основные типы и области применения :

Бортовой камень является надежным средством для предотвращения размытия обочин, формирования всевозможных дорожных элементов и декоративного применения. С помощью материала удобно оформлять газоны, тропинки, стоянки, выделять отдельные функциональные зоны.

Широта современного ассортимента позволяет в точности подбирать необходимые размеры бортового камня, его высоту, цвет, прочие параметры в соответствии требуемыми условиям выполнения работ.

Классификация

Бортовой камень принято классифицировать в первую очередь согласно материалам изготовления. Другими определяющими отличиями отдельных типов материала выступают габариты, способы производства, назначение. Указанные факторы в комплексе определяют стоимость конкретных изделий.

В настоящее время распространенными материалами для производства бортового камня служат:

  • бетон;
  • гранит;
  • железобетон;
  • карьерный камень.

Естественно, стоимость материала, изготовленного из натурального горного сырья, будет на порядок выше по сравнению с бетонными либо железобетонными изделиями.

Что касается изготовления цветного садового бортового камня, то здесь в качестве основы применяется портландцемент, различные фракции песка, цемента, щебня и всевозможных добавок.

Применение

Существует несколько распространенных областей применения бортового камня.

  1. Разграничение проезжих частей дорожного полотна, пешеходных зон для обеспечения безопасности на улицах и автомобильных магистралях.
  2. Укладка с целью увеличения сроков службы дорожных покрытий при высокой вероятности размывания и преждевременного повреждения покрытий.
  3. Использование в качестве элемента ландшафтного дизайна при обустройстве садовых дорожек, разграничении приусадебных участков. Установка бортового камня также выглядит целесообразной при организации клумб и зеленых лужаек.

Особенности выбора

Подбирая материал, прежде всего следует сосредоточиться на способе его будущего применения. Размеры бортового камня, характеристики и внешний вид изделий для разграничения проезжих участков существенно отличаются от садовых камней.

Если говорить о бортовом камне, который будет использоваться в ландшафтном дизайне, то такой материал должен отличаться не только высокой прочностью, но также отменными эстетическими качествами. Причем для обустройства пешеходных зон на приусадебном участке либо в саду рекомендуется выбирать самые миниатюрные формы бортового камня.

Дорожные бортовые камни в большинстве обладают внушительными габаритами. Данная особенность конструкции диктуется необходимостью противодействия значительному давлению почвы при укладке дорожных покрытий, строительстве мостов, организации парковочных зон, придворовых территорий. Особенно высоки требования к показателям прочности и удароустойчивости таких материалов, что регулируется государственными стандартами.

Источник: https://www.syl.ru/article/203963/new_bortovoy-kamen-osnovnyie-tipyi-i-oblasti-primeneniya

Технология изготовления железобетонного бордюрного камня

На внешний вид и сохранность площадки оказывает влияние бордюрный камень. Он облагораживает территорию, на которой выкладывается тротуарная плитка или другие виды отделки. Бордюр защищает площадку от размывания и разрушения корнями растений. Ограждающие камни производятся разной формы и цвета.

Понятие об изделиях

Выбирается поребрик в сочетании с плиткой на участке. Для пешеходных дорожек камень берется высотой 30 см, ширина при этом составляет 20 см. Блоки разделяют участки асфальта, укрепляют от расползания основания, сдерживают водяные потоки.

Они применяются для зонирования при облагораживании ландшафта. Изделия производятся прямой или дугообразной формы, окрашиваются различными цветами.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Пазогребневые плиты что это

Для установки требуется предварительная подготовка, для этого обустраиваются траншеи с подсыпкой песком и щебнем.

Критерии выбора

Обустройство дорожек, магистралей и декоративных участков считается незаконченным без установки бордюра. Требования к изделиям зависят от целевого назначения и условий работы. Предусматривается изготовление блоков на основе натурального или искусственного камня стандартных размеров, формы и веса.

Факторы для правильного выбора камней:

  • Климатические условия. В зависимости от этого определяется длина изделий и глубина их погружения в грунт. Блоки широко применяются в строительстве: устанавливаются в малопроходимых местах или ограничивают автомагистрали. В последнем случае учитывается возможность наезда на бордюры, отчего создаются критические нагрузки. Суровые зимы оказывают разрушающее действие, так как происходит постепенное растрескивание от мороза.
  • Состав материала для изготовления. Производители вводят улучшающие добавки в сырьевую массу, которые увеличиваю прочность, стойкость к изменению температуры, снижают водопроницаемость. При выпуске применяются только рекомендованные марки цемента. Некоторые виды армируются металлическими элементами для повышения характеристик.
  • Внешний вид изделия. Эстетическое восприятие ландшафта зависит от подобранного цвета обрамления и его формы.

Требования к элементам

Основные характеристики являются стандартными для всех типов бордюров:

  • морозостойкость определяется количеством замерзаний и оттаиваний, которое материал может выдержать с сохранением физических качеств и целостности, для поребрика предусматривается показатель 200−400 циклов;
  • трещиностойкость показывает величину максимальной нагрузки, которая приводит к появлению трещин в массиве каменного блока;
  • прочность на сжатие и растяжение определяется нагрузкой, при которой разрушается целостность материала, камни должны иметь показатель не меньше М300;
  • соответствие нормативным габаритам и форме устанавливается внешним осмотром и замером параметров камня;
  • коэффициент водопоглощения характеризуется способностью материала впитывать влагу и удерживать ее внутри;
  • расчетный эксплуатационный срок определяется моральным и физическим износом элемента и не должен быть ниже 20 лет.

ЧИТАТЬ  Особенности использования плоских асбестоцементных листов

Дорожный камень

Этот тип применяется при обустройстве дворов в городских кварталах, проездов, зон парковки и аналогичных площадей. Изделия эксплуатируются без разрушения в течение 17−20 лет, при этом сохраняют характеристики. Дорожный бордюрный камень стандартного размера 1,0х0,3х0,15 м весит около 95 кг. Серый цвет изделий сочетается с дорожным покрытием и окружающей архитектурой. Стоимость одного камня составляет от 195 рублей.

Дорожные бордюры имеют характеристики:

  • прочность — М400;
  • морозостойкость — выдерживает 200 замерзаний.

Магистральный бордюр

Камень отличается большими размерами по длине и ширине, рассчитан на большие нагрузки, имеет повышенную износостойкость. Производится укладка для ограничения дорожного полотна на трассах интенсивного потока автомобилей, междугородних путях сообщения, развязках дорог и мостах. При размерах бетонного бордюра 1,0х0,3х1,18 камень весит около 120 кг. Стоит изделие группы магистральных камней в пределах 250−700 рублей за штуку.

Характеристики магистральных бордюров следующие:

  • прочность — марка М400;
  • морозостойкость — не разрушается от 300 резких замерзаний.

Садовые и дачные ограничители

Садовый камень выпускается компактным, весит около 50−70 кг, по прочности не уступает дорожным бордюрам. Применяется при обустройстве парковых ландшафтов, пешеходных аллей.

Из-за небольших размеров тротуарного бордюра изделия используются для благоустройства частных дворов и дачных участков. Хорошо подходит для ограничения извилистых дорожек.

Стоимость одного камня длиной 1 м колеблется в пределах 95−110 рублей за один экземпляр, а изделие длиной 0,5 м стоит 55−75 рублей за штуку. Поребрик для тротуара выпускается разного цвета, дизайна и формы.

Характеристики садового блока:

  • прочность — М300;
  • морозостойкость — выдерживает 200 циклов.

Маркировка блоков

Для удобства выбора и покупки бордюров разработана система маркировки. Форма, размер, марка бетона регламентируется в ГОСТ 6665–1991 .

Выпускаются такие марки камней в соответствии с документом:

  • БР — обозначение рядового стандартного бордюра.
  • БУ — показывает вид рядового блока с расширением. Элемент имеет вид бруска, у которого по граням снимаются фаски.
  • БЛ — аббревиатура для камней прямой формы с лотком. На протяжении бордюра выполнен плоский желоб, по которому отводится вода при выпадении осадков. Вид используется в местах с повышенной опасностью размыва и снеговых заносов в качестве канала для дренажа.
  • БВ — обозначение въездного поребрика. Такие камни устанавливаются в местах заездов автотранспорта на стоянки, придомовую площадь. Бордюры имеют меньшую высоту при соблюдении общих габаритов.
  • БК — криволинейные конструкции блоков. Изделия используются для ограничения скругленных и извилистых участков.

В нормах ГОСТ предусматривается цифровое обозначение, которое, помимо стандартной маркировки, указывает размеры блоков. С учетом этих показателей выбирается область применения. Например, обозначение БР.

100.30.15 указывает, что рядовой камень для тротуара имеет длину 1,0 м, высоту 0,3 м, ширину 0,15 м.

Производственное изготовление

Промышленная технология производства бордюров разделяет блоки из природных камней и бетонные формы. Требования к первому типу регламентируются в ГОСТ 32018–12 . Натуральный камень является отличным материалом, гранитные элементы противостоят влаге, долговечные.

Природные бордюры выпускаются с помощью пиления или колются на элементы подходящих размеров. Отделывается продукция полировкой или обжигается на специальном оборудовании. Материал отличается дороговизной и применяется только в значимых объектах дорожного строительства.

ЧИТАТЬ  Бетонные ступени для крыльца своими руками

Бетонные и железобетонные изделия производятся несколькими способами, при этом размеры дорожного бордюра выдерживаются в соответствии с нормативами:

  • литье бетонной смеси в подготовленную гладкую опалубку;
  • изготовление литьевых элементов с вибрационнымвоздействием;
  • выпуск камней, которые подвергаются вибрации одновременно с прессованием.

Первые два метода применяются при изготовлении материала на небольших предприятиях или в домашних условиях. Для третьего способа требуется специальное оборудование, которое приобретать в условиях мелкосерийного производства нерентабельно.

Размеры бордюров влияют на состав смеси. Длинные (больше 1 метра) элементы изготавливаются из мелкозернистого песка и заполнителя. Такие камни в некоторых случаях усиливаются арматурой. Армирование обязательно применяется для цельных бордюров длиной от 3 до 6 м, которые выпускаются из тяжелых видов бетона. Чтобы сделать такие ограждения дорог, требуется специальная техника.

Вибропрессование относится к передовым методам. Изделия отличаются высокими физическими свойствами, используются для изготовления бордюрных элементов на ответственных скоростных автомагистралях, мостах, трассах междугороднего сообщения.

С использованием вибропресса автоматизируется производственный процесс, повышается производительность.

К установке подаются составляющие компоненты смеси, а смешивание раствора, прессование, вибрирование и пакетирование производит оператор оборудования в автоматическом режиме.

Последовательность производственных циклов:

  • транспортер загружает в смешивающую емкость предусмотренное программой количество песка, цемента, наполнителя и воды;
  • бетономешалка формирует бетонную смесь в результате вращения;
  • необходимое количество раствора подается в форму;
  • форма подвергается вибрации, и сила давления прессует материал;
  • транспортер переносит формы в камеру, где элементы набирают прочность;
  • автоматический пакетировщик собирает и складывает на поддоны или в пачки готовые изделия.

ЧИТАТЬ  Состав, класс прочности и другие характеристики бетона М400

Собственноручное производство

Вначале делается форма для выдерживания раствора или приобретается на рынке. Размер готового блока выбирается самостоятельно, можно не придерживаться нормативных размеров ГОСТ. Гладкая формующая поверхность отливки обеспечивается применением материалов:

  • листов стали толщиной более 0,8 мм;
  • ламинированной фанеры или ОСБ толщиной от 8 мм;
  • чисто выструганной доски, которая обрабатывается герметичными пропитками против увлажнения.

В качестве формы часто применяется металлический швеллер большого размера (№ от 14 до 22). На кусках прогона закрываются торцы и можно проводить заливку. Соотношение компонентов смеси принимается:

  • для цемента М400 — 1:3:4 (цемент, песок, наполнитель);
  • для М500 берется 1:2,5:4,5, соответственно.

В бетономешалку загружают половину компонентов, перемешивают 3−4 минуты и добавляют остальное количество. Дальнейшее приготовление занимает 5−6 минут. В бетоносмеситель вводятся пластификаторы и вода, если требуется краситель, то он разводится в жидкости. Рационально замешать такое количество раствора при изготовлении бордюра из бетона своими руками, которого бы хватило на заливку 7−10 форм.

Заливка в формы

Вибростол используется для повышения качества камней. Готовый бетон помещается в формы и включается вибрация. Если требуется усиление арматурой, то смесь заливается наполовину, а остальное количество раствора добавляется после укладки металлических прутов.

Заполненные отливки после обработки на столе выдерживаются не меньше 48 часов для схватывания. Затем они вынимаются из формы и оставляются в свободном виде на месяц для набора прочности. По истечении этого времени элементы монтируются в качестве элементов ландшафтного дизайна во дворе или саду.

Установка в рабочее положение

Чтобы установить камень, снимается верхний плодородный слой почвы. Разметка делается с помощью натянутого шнура, желательно на всей протяженности будущего ограждения. Глубина канавки составляет половину высоты камня. Так бордюр выступает над поверхностью и прочно удерживается грунтом. Степень заглубления выбирается с учетом подсыпки на дне выемки.

Насыпается слой щебенки, которая смешивается с песком в пропорции 1:1. Для опоры под камнем требуется слой 6−10 см. Материал утрамбовывается и проливается водой для уплотнения.

Бордюр устанавливается на цементно-песчаный раствор в соотношении 1:3 (цемент, песок). Камни располагают по шнуру, для этого постукивают их при необходимости резиновым или деревянным молотком.

Источник: https://betonli.ru/tehnologiya-izgotovleniya-bordyurnogo-kamnya/

Бордюрный камень: размеры и срок службы дорожного камня, установка и замена поребриков

В современном мире не найти участка улицы без бордюров. Люди применяют их на дачах, в садах, в парках, на остановках, в длину автомобильных дорог. Бордюрный дорожный камень — практичный материал, который достойно смотрится. В промышленности ценится функциональность и эстетичный внешний вид: бортовой камень соответствует всем требованиям. В дальнейшем стоит только найти качественный материал, изготовленный по всем нормам ГОСТ, и провести правильную установку.

Каждое изобретение оставляет после себя свою историю. Она несет в себе особый фундамент для дальнейшего развития.

История возникновения

Ученые Древнего Рима в 450 г. до н. э. изобрели документ «12 таблиц», в которомм дорога делилась на проезжую и на тротуары, а между ними были сделаны каменные бордюры. Поребрик помогает увеличить долговечность покрытия дороги, не дает зазорам и стыкам расходиться. В Средневековье о бордюрном камне совсем забыли, а вспомнили лишь в 18 веке, как только начал ездить транспорт на колесах.

Любой строительный материал имеет свои свойства, достоинства, область применения. Бордюры выделяются разными цветами, размерами, сырьем, из которого их делают.

Что такое бордюрный камень

Главное предназначение бордюров — разделять тротуары и проезжую часть дороги, что необходимо для безопасности пешеходов. Их изготавливают из бетона, гранита и железобетона. Они изготавливаются методом полусухого прессования или вибролитьевого формования. Вибропрессованные бордюры отличаются высокими характеристиками качества.

Бордюрный камень еще называют бортовым. В Санкт-Петербурге и в Новосибирске бордюр называют поребриком.

Бортовой камень бывает пяти видов:

  1. Дорожный бордюрный камень помогает создать границу между проезжей и пешеходной частями дороги. Он усиливает тротуарную плитку.
  2. Магистральный бордюр используется при строительстве дорожных автомагистралей. Он длиннее дорожного, а также отличается повышенной прочностью.
  3. Тротуарный бордюр помогает оформить площади, парки, тротуары, дорожки. Защищает газоны и цветочные клумбы от размывания дождем. Изготавливается в разных цветах и формах.
  4. Садовый бордюр применяется на дачах, в парках, скверах и в местах отдыха. Такая разновидность длиннее тротуарного.
  5. Газонный бордюр используется для декорирования дорожек и клумб, а еще поможет разделить садовый участок. Имеет небольшой вес.

Также он применяется для водоотвода.

Свойства бордюров очень тесно связаны с материалами, из которых они изготавливаются. Качество цемента и его составляющих влияют на все характеристики будущего бортового камня.

Основные характеристики

Бордюры выпускают полного и неполного окраса. Стоит отметить, что поребрики бывают разных цветов: серый, черный, красный, синий. Цена указывается за погонный метр, в разных регионах может несколько отличаться.

Поребрик (бордюрный камень) выделяется такими достоинствами:

  1. Повышенная устойчивость к низким температурам;
  2. Гигроскопичность (устойчивость к влаге);
  3. Повышенная прочность и износостойкость;
  4. Долговечность;
  5. Нескользящее покрытие;
  6. Выбор цветов, форм и размеров.

Для изготовления используют цемент с различными добавками, а также портландцемент.

Портландцемент считается очень распространенным и востребованным материалом в данной индустрии. Такой цемент получается при смешивании гипса и мелкоизмельченного клинкера. Для стойкости к негативным условиям могут применяться и дополнительные добавки. Кроме того, портландцемент насыщен минеральными добавками.

Эти минеральные компоненты делят портландцемент на следующие разновидности:

  • С повышенной отдачей тепла;
  • Устойчивый к высокой влажности;
  • Состав, который быстро твердеет;
  • Пластифицированный;
  • Устойчив к воздействию различных химических веществ;
  • Средней временной отрезок застывания.

Поребрики длиной 3 и 6 м обязательно армируются. 1 погонный метр весит 95 кг. На тротуарный бордюр рассчитана меньшая нагрузка, соответственно вес 1 погонного метра составляет 35 кг.

Срок службы и размеры

Служба бортового дорожного камня зависит от множества факторов. Срок эксплуатации зависит от качества сырья. Гранитные поребрики считаются самыми долговечными.

Длительность службы обусловлена местом применения, нагрузкой и техникой установки. Как правило, дорожные служат меньше, чем садовые или тротуарные. Средний срок эксплуатации службы поребриков около 10 лет.

У бордюра и бордюрного камня размеры зависят напрямую от области применения. Самыми усиленными и прочными являются бордюры для дорог и автомагистралей. В длину поребрики изготавливаются от 50 см до 100 см. В ширину — от 8 см до 45 см. При производстве соблюдаются все требования ГОСТа.

Особенности установки и замены

Перед тем как начать устанавливать бордюры, территорию нужно разметить и подготовить поверхность. Разметку можно сделать с помощью кольев и веревки. Колышки расставляют, натягивают веревку, тем самым помечая линию будущего поребрика.

Нужно выкопать траншею, ширина которой будет равна ширине бордюра плюс по 5 см с каждой стороны, а глубина равна 2/3 от его высоты. Дно траншеи уминается, насыпается 4 см щебня и снова уминается. Далее укладывают 2 см песка, заливают водой и снова уминают. В траншею укладывается бордюр и регулируется высота.

Для приготовления раствора нужны цемент, песок и вода в соотношении 1:3:1,5. Раствор укладывается ровным слоем в 2 см, далее выставляется поребрик по разметочной линии. Если все ровно, то оставшиеся пустоты заливаются раствором. Установка завершена.

Однако инновации не стоят на месте, созданы машины — бордюроукладчики. На сегодняшний день выпущено несколько моделей. Эти машины требуют минимальных затрат и небольшого количества рабочих. Укладчики бордюров производят до 500 метров в смену.

Срок службы любого изделия или установки ограничен. При необходимости можно заменить старые бордюры. Замена может быть как частичной, так и полной.

С точки зрения технологии и самой работы, проще провести полный демонтаж изделий с последующим монтажом нового изделия. При частичной замене подбираются камни по длине, ширине, высоте и маркировке. Если новое изделие подобрано неверно, то сложно будет избежать появления стыков, зазоров. Такая конструкция потеряет всю свою функциональность и внешний вид.

Самостоятельное изготовление поребрика

Бывае так, что не устраивает дорогая цена, форма или длина готовых бордюров, поэтому можно их сделать самостоятельно. В строительных магазинах продаются специальные формы для заготовки поребриков. Для производства самодельной формы потребуется ДВП или фанера, скрепленные винтовыми зажимами.

Важно правильно приготовить бетонный раствор. Идеальный раствор состоит из цемента, песка и гравия в соотношении 1:1:2. При добавлении воды важно учесть, что раствор должен быть суховатым.

Если изделие большое, то потребуется армирование. В заранее приготовленные формы заливается раствор до самого верха и оставляется на сутки. Через 23 часа уже можно снимать опалубку. Главное в этом процессе — аккуратность, дабы не повредить изделие. Потом бордюры должны хорошо высохнуть, тогда их можно устанавливать.

Дорожные бордюры не раз спасали жизни людей, в новостных лентах можно найти много историй, подтверждающих необходимость установки поребриков. Даже современные архитекторы нашли свое вдохновение в этих каменных изваяниях. В Санкт-Петербурге даже установили памятник поребрику. Автором стал Вячеслав Бухаев. Данный памятник стал символов дружбы между Москвой и Санкт-Петербургом.

Таким образом, можно сказать, что современный мир оценил необходимость бордюров. Производство развивается, скоро не понадобится и рабочая людская сила: все будут делать машины.

Источник: https://sotka.guru/stroitelstvo/osobennosti-bordyurnogo-kamnya-ego-razmery-i-harakteristiki.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ПроСтройматериалы
Как правильно класть блоки

Закрыть